На современном этапе развития общества с активным внедрением информационных (безбумажных) технологий в различные сферы нашей жизни перед школой возникло требование привить подрастающему поколению наряду с умением читать, писать, считать, образовательное умение владеть информационными технологиями.
В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло новое звено – компьютерное обучение или, иначе, компьютерные технологии обучения.
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в школе; и создание единого информационного образовательного пространства школы; и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.
Формирование информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Информатизация школы приводит к созданию информационной образовательной среды, которая характеризуется следующими компонентами:
Что мы имеем:
- средняя обеспеченность компьютерной техникой повысилась:
- количество педагогов, владеющих навыками работы на ПК, увеличилось до 96% за счет проведения индивидуальных занятий и семинаров, мастер-классов внутри школы и курсовой переподготовки;
- учителя переходят от использования готовых продуктов к созданию своих творческих презентаций, информационных материалов, тестов для уроков и внеклассной работы;- учителя школ работают над проектами информационно-технологического направления, размещая разработки на образовательных интернет-порталах, своих сайтах;
- все учителя-предметники систематически работают с электронной системе «Сетевой город. Образование», выставляя обучающимся ежедневно оценки и домашние задания,
- сайты школы постоянно пополняются и обновляются, отвечая требованиям к официальному школьному сайту;
- имеются результаты учителей и учащихся школы в конкурсах разного уровня с ИКТ – проектами;
- происходит поэтапное внедрение системы «Электронный учебник»;
- в школах городского округа активно используется корпоративная электронная почта для документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации;
- активное участие обучающихся, родителей, педагогов в федеральных проектах.
В октябре 2017 года на основании информационного письма Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания от 22.09.2017 №041/ЭС, информационного письма министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 13.10.2017 года № 9335 «О проведении Всероссийского тестирования педагогов», в рамках реализации Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» в части создания мер, по созданию общероссийской системы оценки качества образования, проводилось Всероссийское тестирование педагогов.
Тестирование было направлено на установление уровня знаний учителей (педагогов) и руководящих работников образовательных учреждений действующих законов и иных нормативных правовых актов в сфере образования, психолого-педагогических основ и методик управления, обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности, современных педагогических технологий в соответствии с требованиями квалификационных характеристик занимаемых ими должностей.
Содержание анкет тестирования определялось требованиями квалификационных характеристик, установленных приказом Минздрава России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», а также вступившего в этом году в силу приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог».
Для участия в тестировании необходимо было пройти регистрацию на сайте (https://xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/registratsiya). По окончанию тестирования всем его участникам были выданы благодарности за участие в тестировании, а успешно прошедшим тестирование именные дипломы.
Количество педагогических работников, прошедших тестирование по категориям
Занимаемая должность
|
ИТОГО
|
Руководитель ОУ
|
52
|
ЗДУВР
|
105
|
учителя начальных классов
|
588
|
учителя русского языка и литературы
|
279
|
учителя математики
|
247
|
учителя информатики и ИКТ
|
67
|
учителя иностранного языка
|
194
|
учителя истории, обществознаняи, права и экономики
|
110
|
учителя биологии
|
48
|
учителя географии
|
53
|
учителя физики
|
38
|
учителя химии
|
36
|
учителя ИЗО
|
26
|
учителя МХК
|
22
|
учителя музыки
|
39
|
учителя физической культуры
|
104
|
учителя технологии
|
60
|
учителя ОБЖ
|
36
|
социальные педагоги
|
В декабре 2017 года в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет более 1000 обучающихся приняли участие в международной квест – игре по цифровой грамотности среди детей и подростков «Сетевичок» с целью формирования у школьников компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети.
Показатели
|
Результаты
|
Количество классов-комплектов, вовлеченных в проведение Единого урока
|
873
|
Количество вовлеченных школьников в проведение Единого урока
|
23432
|
Количество обучающихся, прошедших тестирование
|
8349
|
Количество родителей, прошедших тестирование
|
3488
|
Используемые формы организации и проводимые мероприятия Единого урока для учащихся
|
круглый стол, дискуссии, урок-викторина, видеосалон, квест игра, тестирование, видеоролики, работа в группах, видео-перемена,
конкурс рисунков,
социологические исследования, родительские собрания, классные часы, разработка памяток, буклетов, презентаций,
|
Количество школьников, принявших участие в 4-ом Международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок»
|
3475
|
Количество педагогов и работников образовательных организаций, принявших участие во 2 Всероссийской конференции по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
|
601
|
Межведомственное взаимодействие при подготовке и проведении Урока
|
ЧИБГУ, Забайкальский колледж, Сбербанк, Библиотека им. Пушкина, кинотеатр Удокан, Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю
|
Совместно с ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в декабре 2017 года был реализован проект «Дети в Интернете» для обучающихся начальной школы (приняло участие более 3000 человек). В рамках проекта обучающихся познакомили в игровой форме с потенциальными рисками при использовании Интернета, путями защиты от сетевых угроз и полезных возможностях «глобальной сети для образования, развития, общения и досуга.
Показатели
|
Результаты
|
Количество классов-комплектов, вовлеченных в проведение Единого урока
|
873
|
Количество вовлеченных школьников в проведение Единого урока
|
23432
|
Количество обучающихся, прошедших тестирование
|
8349
|
Количество родителей, прошедших тестирование
|
3488
|
Используемые формы организации и проводимые мероприятия Единого урока для учащихся
|
круглый стол, дискуссии, урок-викторина, видеосалон, квест игра, тестирование, видеоролики, работа в группах, видео-перемена,
конкурс рисунков,
социологические исследования, родительские собрания, классные часы, разработка памяток, буклетов, презентаций,
|
Количество школьников, принявших участие в 4-ом Международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок»
|
3475
|
Количество педагогов и работников образовательных организаций, принявших участие во 2 Всероссийской конференции по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
|
601
|
Межведомственное взаимодействие при подготовке и проведении Урока
|
ЧИБГУ, Забайкальский колледж, Сбербанк, Библиотека им. Пушкина, кинотеатр Удокан, Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю
|
Совместно с ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в декабре 2017 года был реализован проект «Дети в Интернете» для обучающихся начальной школы (приняло участие более 3000 человек). В рамках проекта обучающихся познакомили в игровой форме с потенциальными рисками при использовании Интернета, путями защиты от сетевых угроз и полезных возможностях «глобальной сети для образования, развития, общения и досуга.
В декабре 2017 года в целях реализации поручения Президента Российской Федерации о создании открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, а также на основании информационного письма министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 29.11.2017 № 11202 «О проведении апробации информационно-образовательного портала «Российская электронная школа», проводилась апробация информационно-образовательного портала «Российская электронная школа» (далее - «РЭШ»).
Данный портал обеспечит учителям свободный доступ к передовым педагогическим технологиям, лучшим педагогическим практикам, а обучающимся с ОВЗ, обучающимся на дому и в медицинских организациях, обучающимся в форме семейного образования и самообразования – к интерактивным видео-урокам.
В целях реализации программы Минобрнауки России проводилась апробацию информационно-образовательного портала РЭШ по всем предметам для обучающихся 7-9 классов, в которой приняли участие все общеобразовательные организации, подведомственные комитету образования администрации городского округа «Город Чита».
Наименование
|
Количество
|
Количество общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, использующих элементы открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" (ед.)
|
52
|
Процент от общего количества (доля) общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, использующих элементы открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" (проц.)
|
100%
|
Количество педагогических работников образовательных организаций субъекта Российской Федерации, использующих элементы открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" (чел.)
|
2054
|
Процент от общего количества (доля) педагогических работников образовательных организаций субъекта Российской Федерации, использующих элементы открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" (проц.)
|
86%
|
Количество обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, реализующих право на получение образования в рамках ведомственной целевой программы "Российская электронная школа", в общем количестве обучающихся в форме семейного образования и (или) самообразования (чел.)
|
1895
|
Процент от общего количества (доля) обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, реализующих право на получение образования в рамках ведомственной целевой программы "Российская электронная школа", в общем количестве обучающихся в форме семейного образования и (или) самообразования (проц.)
|
95%
|
С 1 февраля 2018 года по 6 февраля 2018 года во всех школах городского округа «Город Чита» прошла всероссийская Неделя Безопасного Рунета (далее – Неделя). В рамках недели Безопасного Рунета:
- проведены круглые столы: «Безопасный интернет – хороший Интернет»;
- проведено анкетирование среди родителей обучающихся «Наши дети в соцсетях»;
- подготовлены памятки,
- проведены родительские собрания, индивидуальные беседы родителей и классных руководителей, психологов,
- проведены конкурсы рисунков « Безопасный интернет»;
- проведен просмотр видеороликов;
Показатели
|
Результаты
|
Количество классов-комплектов, вовлеченных в проведение НЕДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО РУНЕТА
|
863
|
Количество вовлеченных школьников в проведение НЕДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО РУНЕТА
|
32525
|
Количество родителей, принявших участие в НЕДЕЛЕ БЕЗОПАСНОГО РУНЕТА
|
3491
|
Межведомственное взаимодействие при проведении Единого урока по безопасности
|
«КДМЦ» г.Читы
Поликлиническое подразделение №2
Клиника дружественная к молодежи ТИН»
ПАО «Ростелеком»
|
ающихся
|
Беседы, викторины, круглые столы, анкетирование, игра – путешествие в страну «Безопасный интернет», анкетирование обучающихся, лекции « Интернет и мое здоровье. Интернет –зависимость» с элементами дискуссии.
Конкурс творческих работ « Безопасность в Интернете»:
- рисунок, буклет, плакат
- сочинение о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи»);
- создание памяток с обучающимися « Мой безопасный интернет»
- Проведение классных часов по теме «Безопасный Интернет» 5-11 классы
- Библиотечный урок информационной культуры для 1-4 классов;
- Оформление стенда «Интернет безопасность»
- Проведение соцопроса;
- «Безопасности в Интернете и правила сетевого общения» (беседы на уроках информатики)
- Круглый стол «Основы безопасности в сети Интернет»
- Внеклассное мероприятие «Интернет и мое здоровье. Проблема Интернет-зависимости»
- Викторина «Интернешка»
Проведение тестирования учащихся 6-х классов на уроке психологии «Интернет- зависимость» в режиме он-лайн (http://user.lvs.ru/vita/test/)
Социальный ролик «Безопасный Интернет детям» https://www.youtube.com/watch?v=fXJWpAqX8VU. Беседа (5 классы). Видео «Правила поведения в сети Интернет». https://www.youtube.com/watch?v=TSQN-dMehFA.
Видеоролик «Основные правила безопасного интернета» https://www.youtube.com/watch?v=cn3YVBOP03Q.
Видеоролик «Безопасность школьников в Интернете», беседа https://youtu.be/9OVdJydDMbg.
|
В июне 2018 года в школы города направлены разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах, информации о безопасном поведении и в использованиислекдующих случаях:
Достоинства информатизации образования
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- во время проведения урока;
- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
-в процессе создания и передачи общешкольной информации;
- в процессе научной деятельности;
- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- при создании мультимедийных сочинений;
- в презентационной деятельности;
- в локальной и глобальной сети;
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:
- повышение уровня профессиональной культуры;
- снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
- развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
- возможность использования чужого опыта и методических разработок;
- повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
- возможность самореализации и самоутверждения;
- возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
- повышение авторитета среди учащихся;
- повышение авторитета среди коллег;
- поощрение администрации.